ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ДУХО́ВНО-ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА в литературоведении, сложилась в Германии на рубеже XIX—XX вв. на основе идей «философии жизни» (В. Дильтей) и эстетики романтизма и явилась реакцией на культурно-историческую школу и филологический позитивизм (фактографию школы В. Шерера—Э. Шмидта). Стремилась к синтезу духовно-исторические и психологические истолкования литературы.

«Единство времени и нации, — писал Дильтей, родоначальник школы, — которое мы называем историческим духом, возникает впервые благодаря могуществу и власти гения. В этой точке можно связать историческое с психическим» (цитата по журналу «Философские науки», 1967, № 3, с. 109). Слитность «исторического» и «психического» — в переживании художника, которое, объективируясь посредством поэтической формы, претворяется в целостную духовную реальность (с органической взаимообусловленностью смысла, материала, формы и предмета) и вместе с тем в истину, наглядно открывающуюся впервые не только «восприемнику» произведения, но и самому художнику-творцу. Произведение искусства наиболее адекватно — в сравнении со всеми гуманитарными знаниями — отражает жизнь, но с наибольшей полнотой духовно-историческое бытие постигает литература, ибо «лишь в языке глубина души находит исчерпывающее и объективное выражение» (его же, «Gesammelte Schriften», Bd 5, Stuttg., 1957, S. 319). Методом литературоведения, по Дильтею, является не «объяснение», как в естественных науках (анализ, связанный с конструирующей деятельностью рассудка), а «понимание», т. е. непосредственное «постижение» художественной целостности, осуществляемое путем «сопереживания» («вчувствования»), интуитивного проникновения в нее и дальнейшей ее интерпретации (чреватой, однако, возможностью замыкания интерпретатора на собственном переживании); при изучении литературного произведения первостепенное значение имеют проблемы воображения и «переживания» как единства субъекта (автора) и объекта (эпохи), что противостоит и позитивизму и гегелевскому панлогизму.

Д.-и. ш. сосредоточенно занималась типологией мировоззрений и личностей поэтов. Типы «жизни» рассматривались как ценностно равноправные; сама «история духа» какой-либо нации раскрывалась как история автономных и индивидуальных идей, настроений, образов (пример — история «переживания» творчества У. Шекспира немецкими авторами разных эпох, прослеженная Ф. Гундольфом). Вслед за работами Дильтея о И. В. Гёте, Ф. Петрарке, Г. Э. Лессинге, Ф. Гёльдерлине, Новалисе, Ч. Диккенсе монографии, исследование с упором на «сопереживаемую» целостность и неповторимость каждого автора стало для Д.-и. ш. основным жанром исследования, которое велось обычно на широком культурном фоне, с углублением не столько в биографию, сколько в «дух эпохи» ив философские основы миросозерцания писателя (отсюда второе самоназвание Д.-и. ш. — «культурно-философская школа»).

Расцвет Д.-и. ш. — 20‑е гг.: монографии «Немецкая классика и романтика» Ф. Штриха, «Дух эпохи Гёте» (т. 1—4, 1923 — 1953) Г. Корфа, «Немецкий романтизм» (1924) П. Клукхона, «Немецкая поэзия от Готтшеда до современности» (т. 1—2, 1927 — 1930) О. Вальцеля.

В конце 20‑х гг. в рамках Д.-и. ш. выделились два направления: «история стиля» (Гундольф, Штрих, Г. Цизарц, Э. Бертрам) и «история идей» («проблемно-историческое» направление Р. Унгера, Корфа, Ю. Петерсена). Первое рассматривало поэзию как высшую форму действительности и развивало тезис Дильтея о символическом характере поэзии и ее истолкования (см. Герменевтика). Второе сосредоточилось на выражении в литературе философских идей (трагизма, свободы, необходимости и т. д.) и отыскании ее мифологических корней. В 30‑е гг. первое сблизилось с феноменологией Э. Гуссерля (см. Феноменологическая школа), второе — с неогегельянством. Д.-и. ш. оказала влияние на многих теоретиков литературы и критиков (В. Кайзер), школу «интерпретации» Э. Штайгера, экзистенциалистское литературоведение (см. Экзистенциализм). Культ «переживания» и интерпретации вне социальных факторов, склонность к иррационализму, присущие Д.-и. ш., стали объектом критики со стороны литературоведов-марксистов.

Б. А. Старостин.


Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА" в других словарях:

  • ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА —         направление, возникшее в нем. лит ведении на рубеже 19 20 вв. как реакция на кулыпурно историч. школу и филол. позитивизм; развилось на основе идей “философии жизни” Ницше и особенно Дильтея (“понимание”, “постижение” как специф. метод… …   Энциклопедия культурологии

  • Духовно-историческая школа — см. Метод духовно исторический. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 …   Литературная энциклопедия

  • ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — (культурно философская) в литературоведении (с кон. 19 в. преимущественно в Германии: В. Дильтей, Р. Унгер, Ф. Гундольф, Г. А. Корф, О. Вальцель и др.), сложилась под воздействием философии жизни Дильтея и эстетики романтизма. Усматривала… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Духовно-историческая школа — (культурно философская) в литературоведении (с конца XIX в., преимущественно в Германии; В. Дильтей, Р. Унгер (R. Unger), Ф. Гундольф (F. Gundolf), Г. А. Корф (Н. A. Korff), О. Вальцель (О. Walzel), и др.), сложилась под воздействием философии… …   Энциклопедический словарь

  • Духовно-историческая школа — (культурно философская школа)         в литературоведении, возникла в конце 19 в. в Германии как реакция на позитивистские (в том числе культурно исторические и историко филологические) методы и как стремление к синтезу духовно исторического и… …   Большая советская энциклопедия

  • ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ — гос., церковные и частные орг ции в России и др. странах, выпускавшие печатные издания правосл. церковных песнопений, и их публикации. В России в XVII нач. XX в. В XVII в. издание крюковых певч. книг в России не состоялось ни в 1652 г., когда… …   Православная энциклопедия

  • Методы домарксистского литературоведения — I. Метод и мировоззрение. II. Проблемы историографии домарксистского литературоведения. III. Краткий обзор основных течений домарксистского литературоведения. 1. Филологическое изучение памятников слова. 2. Эстетический догматизм (Буало, Готтшед …   Литературная энциклопедия

  • Литературоведение —         наука о художественной литературе, её происхождении, сущности и развитии.          Предмет и дисциплины литературоведения. Современное Л. представляет собой очень сложную и подвижную систему дисциплин. Различают три главные отрасли Л.:… …   Большая советская энциклопедия

  • Германия — (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна)         государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45.          I. Исторический очерк …   Большая советская энциклопедия

  • литературоведение — я; ср. Наука о художественной литературе, объединяющая историю, теорию литературы и литературную критику. ◁ Литературоведческий, ая, ое. * * * литературоведение наука, изучающая художественную литературу: её сущность и специфику, происхождение,… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»